Типы любовных отношений

В итоге было выявлено семь основных типов любовных отношений в паре.

I. РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

Предполагается, что партнеры в равной степени обладают и статусом, и властью по отношению друг к другу. Для каждого истинным наказанием является лишение проявлений любви со стороны партнера. Поэзия и проза романтическую любовь описывают обычно как яркую, страстную, зачастую мучительную и трагичную. Наверное, отсюда идет расхожее выражение \»Любовь слепа\». Трагикомичность отмечена и в поговорке \»Любовь зла…\» с описанием козла в качестве любовного партнера.

Джон Ли описывает шесть типов романтической любви, которые он обозначает греческими и латинскими названиями:

ЭРОС, то есть любовь, основанная прежде всего на сексуальном влечении, чувственности. Предполагается, что эротическая любовь ярка, но быстротечна, редко приводит к глубоким, длительным и прочным отношениям.
ЛЮДУС подразумевает скорее флирт, игру, в которую играют партнеры, не требуя друг от друга каких-либо серьезных обязательств. Не исключается и не возбраняется наличие и других сексуальных партнеров. Здесь мы скорее всего имеем дело с определенным развлечением, времяпрепровождением, нежели с искренним чувством.
В итоге было выявлено семь основных типов любовных отношений в паре.

I. РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

Предполагается, что партнеры в равной степени обладают и статусом, и властью по отношению друг к другу. Для каждого истинным наказанием является лишение проявлений любви со стороны партнера. Поэзия и проза романтическую любовь описывают обычно как яркую, страстную, зачастую мучительную и трагичную. Наверное, отсюда идет расхожее выражение \»Любовь слепа\». Трагикомичность отмечена и в поговорке \»Любовь зла…\» с описанием козла в качестве любовного партнера.

Джон Ли описывает шесть типов романтической любви, которые он обозначает греческими и латинскими названиями:

ЭРОС, то есть любовь, основанная прежде всего на сексуальном влечении, чувственности. Предполагается, что эротическая любовь ярка, но быстротечна, редко приводит к глубоким, длительным и прочным отношениям.
ЛЮДУС подразумевает скорее флирт, игру, в которую играют партнеры, не требуя друг от друга каких-либо серьезных обязательств. Не исключается и не возбраняется наличие и других сексуальных партнеров. Здесь мы скорее всего имеем дело с определенным развлечением, времяпрепровождением, нежели с искренним чувством.
СТОРГЕ — это термин для описания привязанности друг к другу, истинно дружеских отношений, в основе которых прежде всего лежит забота о другом человеке. Можно сказать, что это любовь без волнений, переживаний и потрясений. Чаще это прочный и надежный союз двух людей, правда лишенный бурных эмоций и страстей.
МАНИЯ. Вы, наверное, уже почувствовали, что под этим термином скрываются бурные страсти, перепады настроения, подозрения и ревность. Эта любовь мучительная, бурная и всепоглощающая.
ПРАГМА означает любовь, которая прежде всего практична, прагматична. Подбор партнера осуществляется продуманно, исходя из четких и ясных требований к нему. Наверное, именно при этом типе любви возможен подбор партнера с помощью электронно-счетных машин, компьютеров.
АГАПА — это любовь безвозмездная, целиком отдающая, ничего не требующая взамен. Следует заметить, что в реальной жизни этот тип любви встречается достаточно редко.
Кроме описанных типов Джон Ли предложил модель \»цикл романтической любви\».

Готовность к любви — Влюбленность — Любовь — Динамика Любви — Любовный союз или Конфликт (Охлаждение — Разрыв).

Попробуем разобраться в этой схеме. Готовность к любви — это некое внутреннее состояние человека, которое складывается из следующих факторов. Первый: представление человека о желанности любви, можно сказать, что это — ожидание любви. Второй: стремление человека к общению, к контакту с другим человеком. Зачастую на это толкает ощущение одиночества, желание психологической близости. Третий: сексуальная неудовлетворенность, определенный сексуальный \»голод\», который подталкивает на поиски партнера. Так как готовность к любви включает в себя и надежду быть любимым, кратковременные и случайные сексуальные контакты обычно не приносят желаемого эффекта. Пытаясь описать и определить это состояние, следует помнить, что у многих оно не совсем осознаваемо, протекает в виде каких-то смутных желаний и ощущений.

Следующий уровень — влюбленность — определяется в основном острым желанием как эмоционального, так и телесного контакта. Продолжительной влюбленности фактически не бывает.

Любовь уже предполагает взаимность, как бы смещение акцентов со своих проблем на объект любви. Встречные чувства и желания партнера приобретают особую значимость для любящего.

Пожалуй, самый важный период — это динамика любви, то есть те изменения, которые любовь претерпевает. Первоначальная радость и свежесть эмоционального контакта, так же как и новизна секса, естественно, ослабевают. Начинают замечаться и оцениваться неизбежные для каждого из нас недостатки. В полной мере осознаются трудности контакта и необходимость в чем-то смиряться, терпеть и приспосабливаться. Вот поэтому исход этой стадии будет представлен либо прочным любовным союзом, либо разрывом отношений через промежуточные этапы конфликта и охлаждения.

Возможно, что изложенное весьма схематично и не описывает все варианты этих переживаний, однако думаю, что вы убедились в определенной логичности рассмотренных стадий отношений в паре.

II. БРАТСКАЯ ЛЮБОВЬ

Она основывается на взаимно высоком статусе, то есть на желании обоих идти навстречу требованиям друг друга и низкой власти (нет потребности, желания и возможностей для принуждения к чему-либо партнера, ревности по отношению к нему). Понятно, что само название определяет этот тип отношений.

III. ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

Ситуация, когда один партнер обладает только властью, другой же — только статусом. Эти отношения характерны для пары \»учитель — ученик*, а также * кумир — поклонник\».

IV. ЛЮБОВЬ-ИЗМЕНА

Здесь один партнер обладает и властью, и статусом, а другой — только властью. В ситуации супружеской неверности для того, кто вступает во внебрачные отношения, супруг сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти навстречу его желаниям, требованиям, то есть теряет статус. Именно эта особенность зачастую определяет желание одного из партнеров искать другие контакты, отношения.

V. ВЛЮБЛЕННОСТЬ

Имеется в виду та ситуация, когда один из партнеров обладает и властью и статусом, другой же — не имеет ни того ни другого. В качестве примера здесь чаще всего выступает \»безответная\» любовь, когда нет взаимности, нет ответного импульса. Именно поэтому влюбленность зачастую и не претендует на возможность ответных чувств (влюбленность ученика в учителя, поклонника в известного артиста и т. п.).

VI. ЛЮБОВЬ-ПОКЛОНЕНИЕ

В этом случае один партнер обладает статусом, не обладая властью, другой же не имеет ни власти, ни статуса. Эмоциональный контакт фактически исключается. В качестве объекта любви может быть обобщенный образ, литературный герой, а отнюдь не конкретный человек. Именно поэтому подобный тип любви может удовлетворяться мечтами, фантазиями.

VII. РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ

Смысл этого варианта в том, что один партнер обладает высоким статусом и одновременно низкой властью (позиция ребенка), другой же низким статусом, но высоким уровнем власти (позиция родителя).

Збигнев Лев-Старович соединяет любовь и секс в следующих пяти моделях:

Платоническая модель. Речь идет о любви асексуальной, без эротического компонента. Секс здесь трактуется как нечто низменное, животное, унижающее и любовь, и человека. Любовь, лишенная секса, — это цель и смысл жизни человека. Модель, характерная для христианских представлений и взглядов.
Чувственная модель предполагает невозможность любви без вожделения, сексуального влечения. Секс рассматривается как база, фундамент любовного чувства. Этот вариант соответствует некоторым представлениям племенной культуры, тантра-йоги, в определенной степени — исламу.
Интегральная, психофизическая модель. В этом случае любовь и секс неразделимы, они взаимодополняют друг друга, образуют единство. Эти взгляды можно обнаружить в ряде направлений примитивных культур, христианства. Следует заметить, что, видимо, эта модель должна быть частью Культуры в целом.
Модель противопоставления любви и секса, в которой любовь и секс трактуются как совершенно противоположные сферы. Секс существует там, где нет намека на любовь, любовь имеет место вне секса. Эти взгляды прослеживаются в некоторых примитивных культурах.
Модель секса вне любви. Любовь вообще для обычных людей как бы не существует, партнеров связывают секс, быт, привязанность друг к другу, и не более. Модель также характерна для некоторых примитивных сообществ.
И все же можно сказать, что основой взаимности любовных отношений, вне зависимости от их типа и особенностей, могут быть достаточно простые принципы:

Каждый имеет право любить и быть любимым.
В паре оба имеют равные права на уклад жизни, соответствующий их индивидуальности.
У мужчины и женщины права на сексуальное удовлетворение одинаковы.
В любви нет места эгоизму, каждый стремится больше дать, чем взять.
Совместимость определяется взаимным принятием особенностей каждого.